Internet


Краткий путеводитель для туристов и покорителей.

© 1996 Jack Galounin

Интернет - часть будущего, которое совершается на наших глазах. Это мостик в 21 век. В Интернет нашел отражение сам дух современного человечества, хаотичный и неуправляемый, неумолимый и бескомпромиссный. Сеть - зеркало современного мира, мутное и нечеткое, но полное зарисовок из совершенно реальной жизни Homo Sapiens. Интернет можно рассматривать как самую любимую (и самую безопасную) игрушку человечества, которую оно когда-либо себе создавало. Тогда скорее это не одна гигантская, хоть и очень сложная игрушка, а огромный парк развлечений, что-то типа ДиснейЛенда, но неизмеримо более комплексный и разнообразный, очень пестрый и в этой пестроте немного жутковатый. Но развлечения, конечно, только один из многочисленных аспектов Сети. Когда человек впервые попадает в среду Интернет, ему требуется некоторое время, чтобы ощутить масштабы того "места" где он оказался, почувствовать безграничность киберпространства, понять, насколько наполнено возможностями то, что уже существует, и как бесконечен потенциал того, что придет в будущем. Как живое существо, Интернет растет (преодолевая болезни роста), изменяется, принимает все новые и новые формы, и, так как это очень уникальное живое существо, никому не дано предугадать, как Интернет будет выглядеть завтра, а уж тем более послезавтра. У Интернет нет родителей, нет хозяев, нет надсмотрщиков, хотя есть некий совет попечителей, Internet Society. С полной уверенностью можно сказать, что это детище всего человечества, а точнее воли людей, которая из хаоса вот уже десять тысяч лет неуклонно пытается создавать порядок, который принимает все более и более фантастические формы.

Как появился Интернет? Корни этой истории уходят в трясину холодной войны, в 50-е годы. Наряду с гонкой вооружений шла жесточайшая интеллектуальная конкуренция Востока с Западом, и здесь очень примечательна фраза, взятая из призыва президента Гарварда к родителям, которые должны были внушить своим чадам, чтобы те "ради собственного блага и блага Нации делали домашнюю работу". США испытывали проблемы с интеллектуальными ресурсами, и Пентагон, понимая всю серьезность ситуации, стал выделять крупные суммы на научные проекты, связанные с обороной. Таким же образом, как это известно, во время Второй Мировой войны был создан первый компьютер. На этот раз проблема заключалась в том, что мощные ресурсы огромных суперкомпьютеров требовались непосредственно в полевых условиях для выполнения текущих боевых задач. Тогда была разработана система терминалов, когда занимавший целое здание суперкомпьютер находился где-нибудь в подземном бункере в полной безопасности, а на поле боя использовался терминал, подключенный к нему с помощью сети. Такая схема была значительным шагом вперед, но решение задачи по-прежнему было далеко. Ведь в случае повреждения на любом участке сети все терминалы, связь от которых проходила через этот участок, становились совершенно бесполезны. Необходимо было разработать некую принципиально новую модель сети, где повреждение любого из участков никак не отражалось бы на работоспособности всех остальных. Ставилась задача "выживания" системы коммуникаций в условиях боевых действий в том числе с применением ядерного оружия. Так появился The Internet - Сеть, которая способна пережить ядерную войну. В 1969 возник прародитель Интернет - сеть Агенства Передовых Исследовательских Проектов ARPAnet. По началу эта сеть связывала 4 суперкомпьютера на территории США, позволяя ученым и инженерам, работающим над военными проектами, получить доступ к драгоценным вычислительным ресурсам. Сеть постепенно разрасталась, связывая уже не только исключительно военных, но университеты и исследовательские центры по всей стране. А в это время шло формирование другой части этого айсберга, подводной. Революция на рынке персональных и домашних компьютеров, появление таких моделей как Apple и IBM PC, а впоследствии и модемов, позволяющих им обмениваться информацией, используя обыкновенные телефонные линии, повсеместное проникновение компьютеров в дома, школы, офисы, правительственные учреждения - все это привело к созданию сетей другого порядка. В офисах фирм и учреждений, в университетах и колледжах возникли и получили широкое распространение в конце 80х LAN - локальные вычислительные сети. В США также появилось несколько крупных национальных сетей - BitNet, Compuserve, America Online, GEnie и др. И вот постепенно две части "срослись" - крупные коммуникационные артерии (использующие в том числе и спутники связи) военных и государственных сетей типа ARPAnet послужили связующим звеном для мириад локальных сетей и нескольких общенациональных. Постепенно сеть обрела жизнь в себе, полностью выйдя из под контроля государства и зависимости от субсидий, а также пересекла границы США. В 1990 году ARPAnet прекратила свое существование. Из уродливой личинки, родившейся в кошмаре ядерной угрозы, выпорхнула бабочка, переливающаяся всеми цветами радуги, собранная из тысяч и тысяч компонентов, The Internet.

В основе всего лежит межсетевой протокол TCP/IP. Transfer Control Protocol/Internet Protocol - без преувеличения гениальное творение. Этот универсальный межсетевой протокол и был тем изобретением, которое позволило бы Интернет выдержать даже ядерную атаку. Стандартная теория построения сетей предполагает центральный компьютер и расходящиеся от него в стороны лучи солнца - связь с "подчиненными" компьютерами. Если представить, что каждый из подчиненных компьютеров в свою очередь является центральным для более низшего уровня и так далее до бесконечности, то это и будет наиболее очевидная модель сети. Однако неисправность на любом участке по пути к центральному компьютеру автоматически уничтожает связь с ним для всех низших уровней иерархии. Одна из попыток решить эту проблему привела к созданию протокола IP. Прежде всего протокол предполагает построение сети по аналогии с рыболовной сетью, каждый узелок символизирует составляющий сеть компьютер. Передаваемые данные протокол не "скармливает" целиком сети, а разбивает на множество небольших пакетов, каждый из которых начинается с адреса, по которому необходимо передать пакет, при этом ни протокол, ни сам пакет ничего не знает о том, по какому пути следует передавать пакет, а только пункт его конечного назначения и приблизительное направление, которому надо следовать, чтобы достигнуть конечной цели. Протокол доставляет пакет на ближайший компьютер, который в свою очередь решает, по какому из нескольких соединений направить пакет далее, для этого протокол выбирает самый эффективный на данный момент канал. Таким образом в каждый конкретный момент для каждого пакета существует свой собственный краткосрочный маршрут, наиболее эффективный для него и неизменно приводящий к цели. Можно представить себе множество частей одного файла, разбросанных по всему свету, но неумолимо стремящихся к единственному компьютеру, адрес которого хранится в их заголовках. По достижении этого компьютера работающий там протокол собирает все части обратно в единое целое и таким образом происходит передача информации по сети. Если где-то на пути возникает какое-либо препятствие, пакет просто выбирает другой, более работоспособный путь. Таким образом обеспечивается максимальная надежность. Кроме надежности, важнейшее свойство пакетной связи (packet switching) состоит в том, что при обыкновенной связи, например когда 2 человека разговаривают по телефону, занята вся линия, и даже если передачи данных не происходит, никто посторонний не может воспользоваться теми драгоценными ресурсами, которые простаивают без дела. Совсем другое дело пакетная связь. Линия доступна всем подключенным к ней пользователям, и при передаче одного пакета, используется не вся, а лишь пропорциональная его величине мизерная доля линии (bandwidth). Другое очень важное достоинство протокола - его универсальность, то есть он реализован для множества существующих типов и моделей компьютеров и сетевых технологий. Он также служит тем универсальным средством, которое связывает совершенно несовместимые сети, будь то локальная сеть в офисе небольшого рекламного агенства или гигантская America Online, насчитывающая на данный момент около 4 миллионов пользователей.


Продолжение следует


(C) 1996 Jack Galounin. All rights reserved
(P) 1996 ORBIS TERTIUS New Media Technologies.
Crazy Web / Russian, March 96